Бейкер Тилли в России

Офисы Запрос World

Отправить запрос

E-mail Офисы World

В течение последнего десятилетия стремительное развитие гиг-экономики во всем мире вызвало острые вопросы, связанные с организацией рабочих процессов в компаниях, занимающихся доставкой, размещением, услугами райдшеринга (совместные поездки на автомобиле, где все участники делят расходы между собой).

Испания стала первой страной, которая законодательно установила, что курьеры, доставляющие заказы от продовольственных компаний, таких как Glovo и Just-Eat, должны быть признаны сотрудниками, и у этих компаний есть 90 дней с середины мая с.г. для выполнения законодательных требований. Это произошло после того, как Верховный суд Испании постановил, что курьеры по доставке еды являются сотрудниками, а не фрилансерами. Это имеет значительные последствия не только для занятости примерно 30 000 курьеров в этой стране, но и для других компаний, работающих через мобильные приложения.

Мир внимательно следит за развитием ситуации в Испании, включая Европейскую комиссию, которая начала общественные консультации по данному вопросу в масштабах всего ЕС.

В последние месяцы по всему миру прокатилась волна судебных решений, которые отражаются на гиг-экономике.

В Австралии Комиссия по добросовестному труду только что постановила, что курьеры Deliveroo не являются подрядчиками, и суд принял сторону бывшего курьера компании по доставке продуктов питания, подавшего иск касательно несправедливого увольнения, поскольку "отношения между ответчиком и Deliveroo-это отношения работника и работодателя".

Суд отклонил аргумент Deliveroo, что курьер мог работать на нескольких платформах одновременно и поэтому должен рассматриваться как независимый подрядчик. Deliveroo намерена подать апелляцию, поскольку данное решение суда грозит валом претензий подобного рода.

В марте Верховный суд Великобритании постановил, что водители Uber являются "сотрудниками" по трудовому законодательству Великобритании, а не подрядчиками, использующими Uber в качестве платформы, как утверждала американская компания.

Uber настаивал, что водители являются самозанятыми, а приложение для смартфонов - это платформа для подключения водителей к пользователям и обработки платежей, но апелляция на этих основаниях была отклонена. Суд пришел к выводу, что признание персонала самозанятыми не соответствует их статусу, т.к. на практике эти "подрядчики" рассматриваются как наемные работники.

Решение Великобритании было принято после того, как калифорнийский судья в прошлом году принял решение, что Uber и другая платформа, оказывающая услуги по райдшэрингу, Lyft, должны признать своих калифорнийских водителей сотрудниками. Это решение было отменено калифорнийским законодательством, согласно которому водители Uber и Lyft рассматриваются в качестве подрядчиков.

Апелляционный суд Парижа подтвердил в апреле, что во Франции курьеры по доставке являются независимыми подрядчиками, а не сотрудниками, подтвердив еще раз свою позицию от ноября 2017 года.

Новая Зеландия изначально занимала ту же позицию, что и Калифорния, но решение Великобритании заставило многих задуматься, что эта позиция может измениться в будущем.

Гиг - экономика существует уже несколько десятилетий, но именно цифровые платформы и, в частности, смартфоны, привели к существенным изменениям в восприятии данной отрасли.

Услуги Delivery rider начали появляться в Испании примерно с 2015 года благодаря стартапам, таким как Glovo, которые на начальном этапе собрали 100 000 подписчиков и 2 миллиона евро финансирования. В настоящее время у компании более 10 миллионов пользователей.

По мнению Даниэля Лопеса, партнера Baker Tilly Spain и эксперта по трудовому праву, многие эксперты в области права достаточно быстро разобрались в ситуации и поняли истинное положение курьеров.

“Иногда курьеры могли ждать до часа, чтобы начать получать заказы, им не разрешали договариваться о ставках, приходилось заранее бронировать временной интервал, в котором они будут работать. Им могли даже отключить учетную запись в любое время без каких-либо объяснений”, - говорит он.

К 2017 году недовольные курьеры сформировали группу под названием "Курьеры за права", после чего последовали судебные иски. “Суды начали выносить решения в разных частях Испании, и, хотя большинство судов признали отношения между курьерами и цифровой платформой трудовыми, в некоторых случаях суды признали курьеров самозанятыми”,-говорит г-н Лопес.

По мнению г-на Лопеса, возникла конфликтная ситуация, т.к. ряд курьеров предпочитают оставаться в разряде самозанятых. “Столкнувшись с этой ситуацией, группа курьеров, которые хотят сохранить статус самозанятых, Ассоциация сервисных платформ вместе с другой ассоциацией провели протесты и демонстрации, чтобы попытаться остановить принятие закона и быть услышанными. Но их требования были проигнорированы».

Глобальная платформа Uber призвала к более гибкому подходу, аргументируя, что регулирование повредит тысячам курьеров, которые не хотят быть классифицированы как сотрудники.

Как результат, компаниям приходится переосмысливать свои бизнес-модели. Just-Eat наняла некоторых своих курьеров и покрывает пиковый спрос за счет работников транспортных компаний, в то время как Glovo обратилась в агентства по трудоустройству. Г-н Лопес считает, что, возможно, пришло время пересмотреть некоторые положения трудового законодательства и создать более гибкую модель взаимоотношений между работодателями и работниками.

Россия, как и другие страны, вовлечена в гиг-экономику. В период карантина спрос на курьеров по доставке еды, продуктов и всего необходимого значительно вырос, а значит количество фрилансеров, оказывающих такие услуги, выросло многократно. Несмотря на то, что понятие "фриланс" законодательно в России не закреплено, фрилансеры существуют.

В России фрилансером может быть физлицо, самозанятый или ИП, с которым, как правило, заключают договор подряда, договор оказания услуг или авторский договор.

Могут ли оформляться трудовые отношения с фрилансером для дистанционной работы? Ведь для выполнения трудовой функции необходимы два условия: работа вне места нахождения работодателя и использование для выполнения трудовой функции информационно-телекоммуникационных сетей. На первый взгляд, - да.

Но в данный момент фрилансеры не могут стать стороной трудовых отношений, поскольку в  гиг-экономике агрегаторы и цифровые платформы лишь предоставляют площадку для того, чтобы на ней сошлись покупатель товара или услуги и ее продавец, и не могут, по сути, контролировать трудовой процесс в качестве работодателя.

Интересно, что не так давно в Калифорнии был принят так называемый Gig Worker Law, согласно которому самозанятые, работающие на агрегаторов, фактически являются его работниками. Но еще до принятия Gig Worker Law в России суды встали именно на такую позицию по вопросу об ответственности за качество продукции и услуг. Так,  в решении по иску Елены Гращенковой к «Яндекс.Такси» (она попала в аварию по вине водителя такси, не справившегося с управлением, и на время потеряла трудоспособность), суд указал, что ответственность за жизнь и здоровье пассажира в данном случае нес не только сам водитель, но и компания-агрегатор.

Захотят ли фрилансеры заключать трудовые договоры, как будет развиваться гиг-экономика в России покажет время, которое, как известно, не стоит на месте. 

Полный текст статьи на английском языке вы можете прочитать на сайте Baker Tilly International https://bit.ly/34Y2Ops